Публикации
Анализ процесса реформирования ЖКК
Этапы реформирования сферы ЖКХ
На основе анализа происходящего процесса реформирования можно выделить несколько этапов.
С 1989 по 1992 год процесс реформирования осуществлялся фрагментарно. Данный период можно рассматривать как подготовительный.
Начало официального реформирования началось в 1992 г. Его можно принять в качестве первого этапа реформирования.
Началом второго этапа реформирования можно назвать 2001 г. Данный этап продолжается и в настоящее время.
Первый этап реформирования сферы ЖКХ
Данный этап начался в связи с принятием Закона РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» (декабрь 1992 г.) и разработанной на его базе «Государственной целевой программы «Жилище» (июнь 1993г.).
В этих документах были определены цели новой жилищной политики и принципы реформирования жилищной сферы в России. Основные усилия были направлены на проведение приватизации и постепенное повышение доли платежей населения за жилье и коммунальные услуги
В качестве важнейших целей в первом из этих документов значились:
- «создание полнокровного рынка жилья, на котором для жилищного строительства используются частные капиталы и средства населения, кредиты государства, предоставляемые нуждающимся в жилище гражданам на льготных условиях;
- создание широкого слоя собственников жилья путем приватизации существующего жилищного фонда проживающими в них семьями и отдельными гражданами;
- развитие конкуренции в сфере эксплуатации жилья путем демонополизации систем коммунального обслуживания;
- переход на оплату жилищно-коммунальных услуг потребителями по стоимости, обеспечивающей полное возмещение затрат на обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг».
Подробнее см. "Анализ нормативных документов по реформированию ЖКХ, ч.1" .
Второй этап реформирования сферы ЖКХ
|
Наименование документа |
Наименование целей |
Реализация целей |
Примечание |
1. |
Постановление от 17 ноября 2001 г. N 797 о подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее Программа-2001). |
- Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения. населения.
- Привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.
- Улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.
- Снижение нерациональных затрат.
- Адресная социальная защита населения.
|
- Не реализована.
- Не реализована.
- Не реализована.
- Не реализована.
- Осуществляется.
|
Для достижения этих целей были поставлены
следующие задачи:
- обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
- обеспечить условия для снижения издержек и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;
- оказать государственную поддержку модернизации жилищно–коммунального комплекса.
|
2. |
Федеральный закон РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ. |
- Создание условий для демонополизации рынка управления многоквартирными домами.
- Развитие конкурентных отношений между организациями любых организационно-правовых форм.
- Переход к самостоятельному выбору собственниками помещений в многоквартирных домах приемлемого для них способа управления домами.
- Создание органами местного самоуправления равных условий для управления жильем любыми лицами независимо от формы собственности.
|
|
Вступил в силу с 1 марта 2005 года. Установил новую систему взаимоотношений между собственниками помещений и управляющими организациями в жилищной сфер |
Инвестиционное финансирование будет осуществляться за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь частных инвесторов). После 2010 г. оно станет преобладающей формой финансирования ЖКК.
Подводя итог, можно сказать, что положение в отрасли не только не улучшилось, а продолжает ухудшаться.
Существующую экономическую ситуацию в прессе называют не иначе как катастрофической. В течение последних 12 лет Правительство РФ неоднократно предпринимало активные усилия по реформированию отрасли, однако каждый раз вместо ожидаемого улучшения дел в отрасли, положение становилось еще хуже. За это время не удалось сформировать новые эффективные механизмы антикризисного управления в отрасли. Анализ многочисленных правительственных документов говорит о том, что реформа была начата без ясного понимания того, как ее надо проводить. Проект новой Программы реформирования ЖКХ показывает, что до сих пор это неведение не преодолено.
Износ основных фондов неуклонно приближается к критическому значению, экономическая ситуация не стимулирует работников муниципальных предприятий повышать производительность труда и улучшать качество обслуживания. По мнению многих специалистов, реформа провалилась, и в этом, несмотря на все привходящие обстоятельства, повинна, прежде всего, ошибочность ее концептуальных основ, в т.ч. предположение, что коммунальные услуги ничем не отличаются от рыночных товаров.
Это положение требует научного осмысления и доказательства, поскольку ложные предпосылки авторов могли только вредить отрасли, усилить ее кризис, как это и случилось на практике.
Другой принцип, положенный в основу коммунальной реформы, - создание конкурентной среды в коммунальном хозяйстве городов. Здесь также проявилось незнание теории и полное пренебрежение особенностями коммунальной деятельности авторами концепции. В коммунальной деятельности отпуск цен на свободу не создает конкурентной ситуации, как это происходит в других сферах деятельности экономики.
Ошибочным является также и положение, декларируемое в правительственных документах, будто коммунальные предприятия, получив самостоятельность, становятся заинтересованными в сокращении издержек, в результате чего появляется возможность снижать тарифы. Снижение тарифов противоречит экономическим интересам коммунальных предприятий. При существующих формах экономических отношений, а реформа не вносит каких-либо изменений в эти отношения, предприятия остаются заинтересованными в повышении тарифов.
Полностью игнорируется принцип экономической самостоятельности муниципальных предприятий, их экономические интересы. Однако без прямого включения их экономических интересов в систему мер по реформированию отрасли нельзя рассчитывать на успех проводимых преобразований. Сохраняются в неприкосновенности также затратные принципы ценообразования на коммунальные услуги и таким образом закрепляются существующие противоречия в экономическом механизме.
Новая система оплаты жилищно-коммунальных услуг, которую предлагается использовать при расчетах с населением, основана, как и существующая, на уравнительном принципе. Она не решает удовлетворительно ни одной проблемы, связанной с упорядочением оплаты услуг потребителями, стимулированием роста эффективности производства и энерго-, ресурсосбережением, социальной поддержкой малоимущих граждан.
При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что, несмотря на то, что многие документы, как, например, концепция реформирования ЖКХ РФ, разработаны на определенную перспективу, настоящее реформирование представляет собой исправление кризисного состояния отрасли. Т.е. настоящий кризис сферы ЖКХ – это результат кризиса прошлого управления данной сферой. Виновных в нем определить не сложно. Задача заключается не в этом. Вывезти из кризиса, в котором ЖКХ в настоящий момент находится, как показывает практика, с помощью тех методов, которые применяются в процессе реформирования, вряд ли удастся.
|