Публикации
Материалы социологического исследования реформы ЖКХ
15-18 июля 2005 г. Фонд «Коммунальная культура жизни» провел социологический опрос среди москвичей, для того, чтобы оценить их отношение к реформе ЖКХ. Опрос проводился методом телефонного интервью, в исследовании приняло участие 1000 человек – членов домохозяйств, которые лично оплачивают жилищно-коммунальные услуги либо участвуют в принятии решений по оплате коммунальных услуг. Организаторы опроса поставили перед собой задачу выяснить, что горожане знают о реформе ЖКХ, чего ожидают от нее и как относятся к различным ее аспектам.
Информированность населения о ходе реформы
Для того, чтобы протестировать, насколько население Москвы информировано о ходе реформы ЖКХ, были выбраны два конкретных вопроса о непосредственных (и затрагивающих большинство москвичей) мероприятиях в ходе реформы:
- Согласно постановлению Правительства Москвы №77ПП, к 1 сентября во всех домах Москвы должны быть введены приборы учета горячей и холодной воды и оплата за данные услуги будет взиматься согласно показаниям приборов учета. При этом во многих домах счетчики уже установлены.
- Согласно Жилищному кодексу, в течение ближайшего года все жители Москвы должны выбрать управляющую кампанию, которая будет обслуживать их дома.
В ходе опроса, респондентам задавался вопрос, когда по их мнению в домах москвичей появятся приборы учета воды, и когда москвичи смогут выбирать управляющие компании. Результаты оказались неожиданными: правильные ответы указало менее 5-8% москвичей.
Абсолютное большинство москвичей считает, что мероприятия реформы, которые назначены на ближайший год (и в которых должны непосредственно участвовать москвичи) не случатся никогда или произойдут не раньше чем через несколько лет.
Это показывает, что москвичи сегодня очень плохо информированы о ходе реформы ЖКХ – в том числе о событиях, которые их касаются непосредственно и в которых они должны непосредственно участвовать.
Мнения о ходе реформы: что москвичи видят, и что хотят
Прежде всего, отметим, что по мнению абсолютного большинства москвичей, реформа ЖКХ в Москве находится лишь в начальной стадии.
Очень интересным оказывается сравнение того, какие результаты реформы ЖКХ на сегодня заметны москвичам, и того, какие результаты реформ они хотели бы видеть.
Характерно, что единственный результат, который очевиден почти всем – повышение цен, большинство москвичей воспринимают негативно.
Что же касается наиболее желаемых москвичами результатов реформы – улучшения защищенности, безопасности, улучшения обслуживания, то их пока большинство москвичей не отмечает.
Также опрошенным задавались прямые вопросы: «Что плохого и неприятного может принести реформа ЖКХ?» и «Что хорошего может принести реформа ЖКХ?»
Выяснилось, что плохие и хорошие ожидания от реформы ЖКХ предельно просты. Главным ожидаемым неприятным результатом являются высокие цены; главным ожидаемым позитивным результатом – улучшение обслуживания.
В связи с предстоящими в будущем выборами управляющей кампании, в ходе опроса задавались вопросы о том, на какие управляющие кампании будет ориентироваться большинство москвичей.
Результаты опроса показывают, что самая большая доля москвичей (около 39%) ориентирована на сохранение нынешней системы (ДЕЗы). При этом несколько меньшая доля (около 36%) ориентирована на заключение договора с управляющей кампанией, оказывающей несколько (но не значительно) более дорогие услуги, при этом гарантирующей улучшение качества обслуживания. И еще около 22% ориентированы на поиск управляющей кампании, которая бы оказывала более дешевые услуги (с минимальным гарантированным качеством).
В целом видно, что москвичи не готовы к значительному увеличению оплаты за коммунальные услуги – даже если оно будет сопровождаться значительным улучшением качества услуг.
С учетом того, что на сегодняшний день москвичи оплачивают, по сообщениям СМИ, менее 30% стоимости ЖКУ, участникам исследования задавался вопрос об их действиях в случае увеличения оплаты ЖКУ (в случае увеличения на 50%, в случае увеличения в 2 раза и в случае увеличения в 3 раза). Опрос показывает, что увеличение оплаты ЖКУ вызывает значительное напряжение среди москвичей.
Так, при повышении квартплаты с 1,5 до 3 раз, количество «лояльных плательщиков» (людей, согласных платить без вопросов) уменьшается в два раза: с 61% до 30%. Количество лиц, обращающихся за дотациями и льготами оказывается практически независящим от роста квартплаты (26-31%). Зато значительно растет число «тихих неплательщиков» (людей, намеренных не платить за квартиру вообще, либо частично) - с 5% до 17%. Но что еще важнее, растет число «агрессивных неплательщиков», намеренных участвовать в протестах, забастовках и беспорядках (на графике они попадают в категорию «другое действие», составляя примерно треть этой категории). Кроме этого в категории «другое» около трети составляют люди просто не представляющие, что они будут делать в случае такого повышения.
Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать два основных вывода:
- Москвичи не готовы к значительному повышению оплаты за ЖКУ. Это значит, что приоритетом реформирования ЖКХ в Москве должно стать улучшение обслуживания и нахождение резервов для уменьшения размеров оплаты ЖКУ.
- Москвичи недостаточно включены в реформирование ЖКХ. Это проявляется, в частности, в недостаточной информированности о ближайших шагах реформы.
|