Публикации

Основные направления реформирования ЖКХ

Надежное и эффективное функционирование жилищно-коммунального сектора экономики жизненно важно для страны, поэтому при реформировании ЖКХ требуется в высшей степени ответственный подход к выявлению, формулированию и решению имеющихся проблем, учету специфики этого сектора экономики и интересов всех заинтересованных сторон.

Потребности в жилище и коммунальных услугах относятся к числу приоритетных и характеризуются рядом особенностей. Прежде всего, эти потребности нуждаются в непрерывном и постоянном удовлетворении: у семьи или индивидуума всегда должен быть кров – дом, квартира, комната или, в крайнем случае, койко-место. Жить, не имея никакого жилища, невозможно, поэтому право граждан на жилище законодательно закреплено в Конституции РФ (1, ст. 40). Далее, граждане, как правило, стабильно проживают в определенном жилом помещении; без достаточно веских причин место жительства не меняется. Кроме того, в силу сложившихся особенностей функционирования ЖКХ (отсутствие или слабое внедрение поквартирного учета многих жилищно-коммунальных услуг – теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обслуживания) и климата большинства регионов России граждане не могут в сколько-нибудь широких пределах варьировать оплату ЖКУ в зависимости от фактического потребления. Размер оплаты услуг зависит в основном от установленных тарифов и таких параметров, как площадь помещений и количество проживающих.

Эти особенности влекут обостренную заинтересованность всего населения в решении проблем ЖКХ и стабильности функционирования жилищно-коммунального комплекса, острую реакцию на любые изменения в этой области, которые могут повлечь ухудшение положения граждан (прежде всего, повышение тарифов, сужение круга лиц, пользующихся социальной поддержкой, усиление мер по взысканию задолженности по оплате ЖКУ и др.). Таким образом, положение дел в ЖКХ существенно влияет на настроение и социально-политическую активность населения на муниципальном, региональном или федеральном уровне в зависимости от того, с каким из этих уровней власти население связывает конкретные происходящие изменения.
Для устойчивого и надежного функционирования жилищно-коммунального сектора экономики важно сочетать административные и рыночные механизмы управления, найти правильный компромисс между социальной необходимостью и экономической целесообразностью. Приближающийся к катастрофическому уровню износ основных средств, участившиеся аварии, проблемы бюджетного финансирования в сфере ЖКХ и социальной поддержки нуждающейся части населения ставят задачу скорейшего решения назревших проблем.

Главную цель реформы жилищно-коммунального сектора экономики можно кратко сформулировать так: обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг в условиях смены общественной формации. Это предполагает внедрение экономических методов управления, использование механизмов конкуренции, развитие частной инициативы. Оптимизация бюджетных расходов в сфере ЖКХ означает их сокращение и переориентацию финансовых потоков от организаций ЖКК к реально нуждающимся гражданам-потребителям и полную оплату жилья и услуг остальными гражданами. Жилищно-коммунальное обслуживание перестает быть общественным благом и становится продуктом личного (семейного) потребления. Роль государства преобразуется  в обеспечение доступности некоторого социального стандарта жилищно-коммунального обслуживания, обеспечение гражданам достаточно комфортной и безопасной среды обитания, государственное регулирование безопасности и надежности предоставления коммунальных услуг. Таким образом, можно выделить три главных направления реформы ЖКХ:

  • Развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном комплексе для повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, привлечение инвестиций для коренной реконструкции и обновления основных фондов;
  • Повышение эффективности бюджетных расходов, адресная поддержка реально нуждающихся граждан в предоставлении определенного стандарта жилищно-коммунального обслуживания, полная оплата жилья и услуг остальными гражданами;
  • Регулирование коммунального комплекса для обеспечения его работоспособности и развития, надежности и безопасности предоставляемых услуг.

На главную Обратная связь