Волнующие темы

Приватизация недвижимого имущества


Выход закона РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» (декабрь 1992 г.) и разработанной на его базе «Государственной целевой программы «Жилище» (июнь 1993 г.) принято считать началом процесса реформирования сферы ЖКХ в нашей стране.

В этих первых документах реформы были определены цели новой жилищной политики и принципы реформирования жилищной сферы в России. Основные усилия были направлены на проведение приватизации и постепенное повышение доли платежей населения за жилье и коммунальные услуги.

Необходимость их решения была вызвана следующими обстоятельствами. Дело в том, что отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на основные фонды ЖКХ.

Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:

  • остаточный принцип финансирования;
  • отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;
  • мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
  • отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
  • многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.

Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.

В связи с этими обстоятельствами в качестве важнейших целей в первом документе,  законе РФ «Об основах Федеральной жилищной политики», было заявлено:

  • создание полнокровного рынка жилья, на котором для жилищного строительства используются частные капиталы и средства населения, кредиты государства, предоставляемые нуждающимся в жилище гражданам на льготных условиях;
  • создание широкого слоя собственников жилья путем приватизации существующего жилищного фонда проживающими в нем семьями и отдельными гражданами.

Переход строительных организаций, занятых в жилищном строительстве, и предприятий промышленности строительных материалов на рыночные формы произошел очень быстро путем приватизации и создания акционерных обществ, формирования новых частных строительных фирм. Все это позволило в достаточно короткий срок (в течение 1993-1994 годов) создать рынок нового жилья во многих регионах страны.

Очень активно происходила в этот период приватизация существующего жилищного фонда. Уже к концу 1995 г. более 50% жилья находилось в частной собственности. Это позволило экономистам прогнозировать появление в скором времени вторичного рынка жилья. В настоящее время такой рынок уже существует, по крайней мере, в мегаполисах типа Москвы, Санкт-Петербурга, судя по объемам совершаемых сделок в этих городах, реальность рынка вторичного жилья не вызывает сомнений. Существенным толчком для ускорения процесса приватизации жилья явилась бесплатная передача жилья проживающим в нем и введение права наследования и продажи.

Огромную роль в быстром формировании частного жилищного сектора в стране сыграл Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991 г. Этот закон дал реальную возможность российским гражданам стать собственниками жилых помещений, которые они занимают по договору найма или аренды. Основы процесса приватизации были заложены, когда были приняты законы о собственности, а в дальнейшем вопрос о приватизации жилых помещений нашел свое отражение в других законах: в статье 54-1 ЖК РСФСР (Закон РСФСР 3 1552-1 от 06.07. 1991 г.), в ст. 19 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и ст. 217 ГК РФ.

Приватизация жилья осуществлялась бесплатно, добровольно и один раз для каждого гражданина.

На главную Обратная связь