Волнующие темы

Ценообразование

Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что государство отслеживает изменение цен на целый ряд товаров, анализирует причины таких изменений и прямо или косвенно воздействует на процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динамика цен рассматривается как одна из важнейших характеристик состояния экономики в целом, а влияние на цены - как составная часть воздействия на развитие всей экономической ситуации. И роль государства здесь сводится к тому, чтобы с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мер, оказывая воздействие на цены, способствовать развитию экономической системы в целом.

В нашей стране за последнее десятилетие вопросы государственного регулирования цен являются весьма актуальными, что связано с трансформацией экономики, которая объясняется развитием рыночных отношений.

В стратегии развития РФ  в разделе социальной политики в области предоставления ЖКУ сказано, что развитие коммунальной инфраструктуры включает систему мер по регулированию на муниципальном уровне тарифов предприятий ЖКХ, являющихся локальными монополистами, ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов и др.

Поэтому, исходя из экономической политики государства, можно сформулировать основные цели государственного регулирования цен. Такими целями могут быть:

  • контроль уровня инфляции,
  • ограничение деятельности предприятий-монополистов,
  • содействие формированию конкурентной среды,
  • создание социально ориентированной системы ценового регулирования применительно к товарам и услугам первой необходимости.

Меры воздействия государства в вопросы ценообразования могут быть различными. Ряд авторов ( Салимжанов И.К., Шуляк П.Н., Есипов В.Е., Тактарова Г.А., Белых B.C., Винниченко С.И., Тарасов В.И.) выделяют две формы государственного вмешательства: прямое и косвенное.

Прямое (или административное) вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил, порядка ценообразования.

Государственное регулирование цен осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

К методам прямого регулирования цен относят:

  • общее замораживание цен;
  • установление фиксированных цен и тарифов;
  • установление предельного уровня цен;
  • регламентация уровня рентабельности;
  • установление нормативов для определения цен;
  • декларирование цен;
  • установление     рекомендательных     цен     по     важнейшим     видам
    продукции.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.

К косвенным методам относят:

  • налогообложение;
  • регулирование денежного обращения;
  • регулирование уровня минимальной заработной платы;
  • кредитную политику;
  • регулирование государственных расходов;
  • установление норм амортизации.

Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного кредитования, льготного налогообложения, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги. К формам косвенного регулирования также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

Конечно, оптимальным является сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен. Данное утверждение мы основываем на ситуационном подходе к регулированию, поскольку каждая ситуация уникальна и использование однобоких мер может не отражать специфики требуемых мероприятий, не обеспечивая ожидаемых результатов.

Как правило, государство прямо регулирует те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

Основные направления государственной ценовой политики в России устанавливаются Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28 февраля 1995 г. № 220 и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. Согласно этим документам предусмотрено: «осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию, услуги естественных монополий». В естественных монополиях государственное регулирование применяется в силу специфических особенностей этих структур. Система государственного регулирования цен в отраслях естественных монополий в экономическом, правовом и институциональном отношении начинает складываться в нашей стране. Данное обстоятельство объясняется тем фактом, что российская экономика является переходной, т.е. рыночные отношения не являются окончательно закрепившимися.

В экономическом аспекте это означает создание действенной системы ценового (тарифного) регулирования, осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов). В правовом аспекте это связано со становлением нормативно-правовой базы и антимонопольного законодательства. В институциональном - с необходимостью усиления мотивации всех участников процесса регулирования тарифов к поведению, согласующимся с эффективностью всей экономической системы в целом.

На основе указанных выше документов, определяющих правовое обеспечение регулирования, Правительство РФ принимает решение о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

Так, в настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

На федеральном уровне осуществляется регулирование цен и тарифов:

  • в электроэнергетике;
  • в газораспределительной сети;
  • на железнодорожном транспорте;
  • на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей;
  • на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных, т.е. местных естественных монополий, таких как:

  • электро-  и  теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими предприятиями;
  • газ природный и сжиженный, реализуемый населению;
  • перевозка пассажиров и  багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении;
  • услуги водоснабжения и канализации;
  • услуги почтовой и электрической связи;
  • по утвержденному перечню торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Следует отметить, что на данный момент монопольные структуры не всегда могут воспользоваться своими преимуществами ввиду низкой платежеспособности населения (потребителей). Тем не менее ситуация может измениться с началом экономического подъема. Поэтому в отраслях естественных монополий государству необходимо путем регулирования их деятельности защищать интересы потребителя.

Из изложенного выше следует, что регулирование цен осуществляется с помощью прямых и косвенных методов. Ценовое регулирование как инструмент экономической политики государства наиболее эффективно для использования в отраслях естественных монополий. Основной целью государственного регулирования цен является подчинение формирования и движения цен решению социально-экономических задач государства.

На главную Обратная связь