Публикации

Проблемы повышения энергосбережения на примере Москвы

В начале XXI века жилищно-коммунальное хозяйство оказалось в состоянии, близком к катастрофическому, средний износ фондов достиг 60%, а местами и более. Необходимые ремонтно-восстановительные работы зданий и домов, объектов и сетей коммунальной инфраструктуры десятилетиями не проводились или проводились в недостаточном объеме. Участились крупные аварии, особенно в зимний период. Напрасные потери производимой тепловой энергии составляют 40 - 50%.

Потери энергоресурсов в российском ЖКХ непростительно велики: достаточно заметить, что в России за сезон на отопление одного квадратного метра жилья расходуется в четыре – пять раз больше условного топлива, чем в Швеции – а климат этой страны не сильно отличается от климата регионов, в которых проживает основная часть российского населения. После мирового энергетического кризиса 1970-х годов в Швеции удалось снизить энергопотребление в жилых зданиях за 10 лет более чем вдвое.

Есть уже и позитивный российский опыт: например, в Череповце систематическая работа по снижению издержек позволила установить тариф на отопление жилья даже на 30% более низкий, чем  в Москве, и это при более суровом климате и 100-процентной оплате населения за жилищно-коммунальные услуги.

Потенциал энергосбережения в сфере ЖКХ огромен, он в масштабах России оценивается специалистами примерно в 100 миллионов тонн условного топлива ежегодно. Вопрос в том, как реализовать этот потенциал энергосбережения? Как его заставить работать на повышение эффективности жилищно-коммунального комплекса, но удержать тарифы на доступном для населения уровне, и при этом повысить качество жилищно-коммунальных услуг? И чтобы в этом были заинтересованы и потребитель, и управляющая компания, и предприятие-поставщик энергоресурсов, и бюджет?

Тут недостаточно одних мероприятий технического характера. Полномасштабное использование в ЖКХ приборов учета потребляемых ресурсов, внедрение новейших устройств и технологий сами по себе не дадут реализовать все возможности энергосбережения.

Необходимо создать экономический механизм, который бы стимулировал внедрение энергосберегающих технологий, который способствовал бы превращению «научно-технических чудес энергосбережения»  в чудеса практические.

Проблема последнего километра

Разработчикам коммуникационных систем (распространяющих энергию, информацию, большинство видов продуктов) хорошо знакома так называемая «проблема последнего километра» - расходы на прохождение гигантских расстояний по мощным магистральным каналам часто оказываются меньше, чем затраты на прохождение «последнего километра», отделяющего сети от потребителя.

Такая же «проблема последнего километра» существует и в теплосбережении. Сегодня мы можем относительно легко планировать повышение энергосбережения на предприятиях по выработке энергии, на магистральных теплосетях. Для этого, правда, требуются значительные средства, однако эти задачи постепенно решаются. В Москве, благодаря поддержке Правительства города, – решаются быстрее, чем в других регионах.

Но это – «централизованное энергосбережение». Его можно организовать за счет технологического контроля энергопоставщиков и магистральных сетей. Таких поставщиков немного, сети единые – поэтому контроль получается эффективный. К тому же вступающий в силу с 2006 года Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» создает законодательную основу энергосбережения – этот закон оставляет сэкономленные средства в распоряжении предприятия.

Гораздо сложнее стимулировать энергосбережение на уровне потребителей. На уровне жилых домов, ДЕЗов, эксплуатирующих организаций.
Однако оценки экспертов показывают, что сегодня при проведении согласованной системы мер по повышению энергоэффективности на уровне потребителей, «на последнем километре» можно получить экономию до 40-50% от потребляемой энергии.

Как организовать это энергосбережение? Ни город, ни любая другая инстанция не в силах контролировать каждую квартиру. Конечно, строительным и эксплуатационным организациям ставятся обязательные нормы и показатели по энергосбережению. Строители и эксплуатационники их выполняют. Иначе их работу не будут принимать. Но строители и эксплуатационники сегодня не заинтересованы в экономии энергии – а потому многие меры оказываются неэффективными.

Эти меры оказываются неэффективными еще и по другой причине. Сегодня в большинстве муниципалитетов доход поставщиков энергии планируется в процентах от выпущенной энергии. Значит – чем больше потребители истратят энергии, тем поставщикам выгоднее. Энергосбережение оказывается экономически невыгодным. А заставить организацию работать себе в убыток трудно. Именно поэтому необходимо внедрить систему экономического стимулирования энергосбережения. Сделать так, чтобы экономить энергию стало выгодно. И передать эту систему коммерческим организациям, чтобы они, стимулировали максимальное повышение энергосбережения. Такая система разрабатывается в рамках реформирования жилищно-коммунального комплекса Москвы.

Как сделать энергоэффективность рентабельной: рычаг «оплата комфорта» минус «оплата энергоресурсов»

Технологи и работники жилищно-коммунального комплекса привыкли думать, что мы даем населению тепло, выраженное в гигакалориях, и воду, исчисляемую в литрах. Однако, с точки зрения населения, их работа оценивается совсем по-другому. Жители квартиры не знают о гигакалориях – они хотят, чтобы в квартире просто было «тепло».

Согласно нормам государственного стандарта, температура в здании должна быть в пределах 21-23 градуса. Это – «параметр комфорта», который должна обеспечивать организация, ответственная за эксплуатацию дома. И вот здесь начинается бизнес: один и тот же уровень комфорта можно обеспечить разными путями, затратив разное количество средств:

  • Эксплуатирующая организация может оставить ситуацию такой, какая она есть сейчас. И тратить много гигакалорий на отопление дома, не проводя энергосберегающих мероприятий. При этом ей придется платить значительные суммы поставщикам энергии.
  • Эксплуатирующая организация может вложить средства в энергосбережение. Получить экономию в 20-30-40%. При этом обеспечивая те же «параметры комфорта» для жителей квартир.

Нужно сделать так, чтобы именно второй путь стал выгоден эксплуатирующей организации. Чтобы значительная часть средств, выигранных за счет энергосбережения, оставались в эксплуатирующей организации. Тогда у управляющей организации, занимающейся эксплуатацией дома, появляется экономический рычаг. Она продает жителям «параметры комфорта»: температуру в квартире, постоянное наличие воды определенной температуры и с определенным давлением. Управляющая компания договаривается с жильцами о том, что будет получать от них оплату именно за эти «параметры комфорта». А расплачивается управляющая организация с поставщиками за гигакалории, литры и градусы.

Отсюда для управляющей организации получается следующая «цепочка выгоды»:  чем больше мер по энергосбережению она организует,

  • тем больше будет экономия энергии при обеспечении тех же «параметров комфорта»;
  • тем меньше фирма затрачивает средств на оплату поставщикам тепла и энергии;
  • тем выше прибыли фирмы.

Успешные примеры внедрения подобных механизмов в России уже есть. Система стимулирования энергосбережения в бюджетной сфере была разработана в совместном проекте Фонда «Институт экономики города» и Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) в Ростове. Программа стимулирования энергосбережения в жилищном фонде была внедрена под руководством ЦЭНЭФ в Череповце. Запуск такой системы в Москве – совместный проект Фонда «Коммунальная культура жизни» и Центра по эффективному использованию энергии.

Внедрение новой системы энергосбережения в ходе реформы ЖКХ в Москве

Практическому внедрению системы экономического стимулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве способствуют изменения в законодательстве, связанные с принятием нового Жилищного кодекса. Согласно Жилищному кодексу, собственники квартир в многоквартирных домах должны будут до 1 марта 2006 года выбрать способ управления домом. Практически это приведет к тому, что большинство домов будет обслуживаться частными управляющими компаниями, либо реформированными ДЕЗами, которые фактически будут преобразованы в форму управляющих компаний. Приход частных управляющих компаний в управление жилыми домами открывает возможности для внедрения описанной выше схемы экономического стимулирования энергосбережения. При этом инициаторами энергосберегающих действий выступают управляющие компании, заключающие с собственниками жилья договоры на энергосберегающее обслуживание.

Как практически запускается в жизнь эта программа?

  1. Разрабатывается программа внедрения «экономического рычага стимулирования энергосбережения» в деятельность управляющих компаний.
  2. При сопровождении экспертов Фонда «Коммунальная культура жизни» эта программа опробуется на нескольких управляющих компаниях в Москве.
  3. Показатель энергосбережения вводится в качестве одной из составляющих в систему сбалансированной оценки управляющих компаний, разрабатываемую Фондом «Коммунальная культура жизни» совместно с ЦЭНЭФ. Данная система оценок  позволит определить исходный базовый уровень предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, четко сформулировать требования к управляющей компании по его повышению, соотносить цену услуг компании и качество и на этой основе отбирать компанию, планировать, контролировать и оценивать деятельность управляющих компаний. На такую систему показателей можно будет опираться при выборах управляющих компаний – а с этой проблемой выбора скоро неизбежно столкнутся все владельцы квартир в многоквартирных домах. 
  4. При Фонде «Коммунальная культура жизни» организуется центр содействия энергосбережению в деятельности управляющих компаний. 
  5. Фонд «Коммунальная культура жизни» в партнерстве с Правительством Москвы организует распространение внедрения экономического рычага стимулирования энергосбережения» в деятельность управляющих компаний.

Реализация данной программы уже начата. Фонд «Коммунальная культура жизни» планирует полностью развернуть программу в течение 2006 года – одновременно с переходом многоквартирных жилых домов Москвы на обслуживание частными управляющими компаниями. Создаваемый в рамках данной программы Центр содействия энергосбережению будет функционировать постоянно, оказывая поддержку организациям, управляющим объектами как в Москве, так и в других муниципалитетах.

На главную Обратная связь