Волнующие темы

Москвичи должны быть готовы к управлению собственным жилым фондом

09.08.2006 

По предложениям Комитета Правительством Москвы в апреле нынешнего года были утверждены приоритетные, стратегические цели реформирования Комплекса городского хозяйства Москвы. Это повышение эффективности работы отраслей городского хозяйства; повышение управляемости системами жизнеобеспечения города; создание конкурентной среды; привлечение частных инвестиций в отрасли городского хозяйства. Планируется реорганизация ГУПов на основе разделения функций заказчика и подрядчика, а также выделение из предприятий Комплекса городского хозяйства непрофильных видов бизнеса.

Об этом сказал на пресс-конференции, организованной 9 августа Информационным Центром Правительства Москвы, председатель Комитета по реформированию городского хозяйства города Москвы Наиль Анасович Гайнутдинов.

По его словам, в настоящее время Комитетом совместно с Комплексом экономической политики и развития ведется работа по подготовке единой Концепции реформирования Комплекса городского хозяйства. Утверждение этой Концепции Правительством Москвы позволит создать самодостаточную и эффективную службу государственного заказа, обеспечить единые подходы к планированию и расходованию бюджетных средств, унифицировать систему конкурсных процедур.

Среди основных вопросов, которые существуют в развитии управления жилой недвижимостью, Н.А.Гайнутдинов назвал неразвитую конкуренцию на рынке управляющих организаций в сфере жилищного хозяйства, рост тарифов и цен на услуги в ЖКХ, отсутствие проработанных договорных отношений между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и управляющими организациями.

Принятие нового Жилищного кодекса РФ требует изменения приоритетов и подходов к реформированию системы управления жилищным хозяйством города. Центр ответственности переместится от органов исполнительной власти и централизованного администрирования на собственников жилых многоквартирных домов. При этом город будет являться одним из многих собственников, принимающих решение на общем собрании о судьбе недвижимого имущества в многоквартирном доме, о расходах на его содержание и капитальный ремонт.

Как сказал начальник Управления координации по управлению многоквартирными домами и паспортизации жилищного фонда Виталий Васильевич Акимкин, в прежние годы в системе ЖКХ заказчиком жилищно-коммунальных услуг всегда выступал город, органы исполнительной власти, Дирекция единого заказчика. От этой системы был отстранен житель – собственник помещения. Теперь Жилищный кодекс требует поставить на первое место жителя-собственника, сделать его клиентом, заказчиком на рынке жилищно-коммунальных услуг, который сам будет диктовать условия.

Он подчеркнул при этом, что город отнюдь не лишает жителей своей опеки. Органы исполнительной власти будут осуществлять контроль за исполнением закона, за соблюдением прав и обязанностей граждан, собственников. Правительство города работает над тем, чтобы обеспечить жителей правовой и нормативной базой для работы в новых условиях. Поскольку управление многоквартирным домом – сложный процесс, такая база необходима, чтобы жители смогли уберечь себя от ошибок в процессе управления своей собственностью.

В префектурах административных округов сформированы планы по оказанию помощи жителям, налаживается сотрудничество с инициативными группами жильцов по выбору способов управления. Эти группы проводят методические встречи с органами власти, обсуждают возникающие вопросы, обучаются на специально организованных для них курсах основам управления многоквартирными домами. Прошедшие обучение получают соответствующие сертификаты, которые дают им возможность становиться председателями ТСЖ или даже вступать на рынок жилищно-коммунальных услуг в качестве субъектов малого предпринимательства.

Еще одна важная задача, стоящая перед городом - создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг. Пока в сфере производителей жилищно-коммунальных услуг, прежде всего в сфере услуг по содержанию дома, недостаточное количество управляющих организаций – чуть более 100, да и качество их работы подчас оставляет желать лучшего, признают власти города. Но ситуация будет меняться.

В.В.Акимкин сообщил, что с начала нынешнего года в Москве проведено около 1000 собраний жильцов многоквартирных домов, связанных с выбором формы управления домом и управляющей компании. Всего же с 2000 года проведено более 8000 собраний, на которых приняты решения о создании более 1700 товариществ собственников жилья или других способах управления.

Жилищным кодексом РФ предусмотрены три способа управления: когда домом управляют непосредственно сами жильцы; когда жильцы создают товарищество собственников жилья, на которое возлагается управление домом; когда управление доверяется управляющей компании.

Заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Михаил Борисович Рыбальченко рассказал, что в настоящее время у субъектов Федерации возникло несколько замечаний, касающихся способов управления. В частности, предлагается ограничить прямое управление - когда многоквартирными домами управляют непосредственно их жители. Кроме того, есть предложение о введении такого способа управления, как выбор товариществом собственников жилья управляющей компании, то есть, создавшись, ТСЖ не будет управлять домом самостоятельно, а сможет нанимать управляющую компанию. Как отметил М.Б.Рыбальченко, такой способ достаточно распространен в Москве, многие ТСЖ выбирают управляющую компанию для управления своим домом.

Замечания направлены в Минрегионразвития для обобщения и внесения поправок в закон.

Говоря об отношении населения к нововведениям, М.Б.Рыбальченко сказал, что "часть жителей готова, пусть она не очень большая. Эта часть уже создала ТСЖ и управляет собственным жилым фондом". Большая же часть жителей города воспринимает реформу с осторожностью и ждет помощи от властей города. "Правительство города работает над тем, чтобы обеспечить жителей нормативной базой для работы в новых условиях, но постепенно будет выходить из этой сферы. Жители должны знать, что бремя по содержанию недвижимости на них легло, правильно пользоваться своими правами, формировать необходимые фонды и быть готовыми к управлению собственностью", - заключил он.

Н.А.Гайнутдинов сообщил также, что Правительство Москвы приняло решение о разработке Стратегии развития города Москвы на период до 2030 года. Это связано с тем, что "проблемы реформирования городского хозяйства оказались очень многоаспектными, оказалось, что необходимо реформирование всех комплексов городского хозяйства". Задачей Стратегии является формирование видения будущего и формирование целей, которые необходимо достичь к 2030 году.

В соответствии с распоряжением Мэра Москвы образован Совет при Мэре Москвы по стратегическому развитию города Москвы. Функции организатора разработки Стратегии и координатора Совета возложены на Комитет по реформированию городского хозяйства города Москвы. Создана межведомственная Рабочая группа, разработаны и направлены в органы исполнительной власти и префектуры административных округов методические рекомендации для подготовки предложений по разработке стратегии.

Цель разработки Стратегии - повышение благосостояния населения Москвы, обеспечение занятости, анализ потенциала для роста ключевых секторов экономики города, создание дополнительных механизмов для повышения эффективности диалога власти и общества.
 

Источник: "Мосинформ" 

На главную Обратная связь