Публикации

Анализ нормативных документов по реформированию ЖКК, часть 3

Действовавший ранее Жилищный кодекс РСФСР изначально был рассчитан исключительно на государственное управление жилищным фондом, его содержание и ремонт. Приватизации жилья существенно не затронула организацию управления. Закон «Об основах федеральной жилищной политики» определял управление жилищным фондом как составную часть жилищной сферы, являющейся отраслью народного хозяйства. Однако кроме определения понятия «товарищество собственников жилья» данный закон практически не регулировал вопросы управления жильем.

Серьезное изменение подходов к управлению жилищным фондом произошло после принятия закона о ТСЖ. Данный закон установил детальную процедуру выбора всеми собственниками объектов, находящихся в индивидуальной собственности, способа управления кондоминиумом.

В новом Жилищном кодексе впервые сформулированы цели по управлению многоквартирным домом. До этого они не были определены, и субъекты управления понимали их по-разному. Понятие «управление» сформулировано в Жилищном кодексе, как обязанность собственников помещений в многоквартирном доме управлять принадлежащим и недвижимым имуществом. Собственники не должны отстраняться от управления независимо от того, какой именно способ управления они выбрали и реализуют.

В ранее действовавшем Жилищном кодексе РСФСР употреблялось понятие «управление жилищным фондом», в новом кодексе применяется понятие «управление многоквартирным домом». Таким образом, существующий Жилищный кодекс исходит из необходимости организации управления самими собственниками в масштабе многоквартирного дома. Собственник помещения несет бремя содержания своего индивидуально определенного имущества и общего имущества, при этом учитываются как технические характеристики и состояние дома, так и специфические потребности собственников помещений.

Согласно новому Жилищному кодексу (статья 161) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

  • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений.

Таким образом, с учетом изложенного выше можно сделать вывод, что с введением в действие Жилищного кодекса РФ начался новый этап реформирования отрасли ЖКХ, наглядно иллюстрирующий децентрализацию функций государственного управления Стратегии РФ.

На главную Обратная связь